Зоар, предисловия 3 - Кто создала эти?

 

Я сейчас обдумываю одну идею

Мы много говорили о Боге Танаха - буйный, сумасшедший, постоянно грозящий уничтожить весь еврейский народ - особенно в пустыни

Бог огня, бог войны и т.д.

И в общем, этот бог мне куда больше симпатичен, чем "псевдо-бог", о котором рассказывали раввины

 

А вчера вечером я открыл мое любимое место из придисловия Зоара, и начал думать, какой Бог там, в этом предисловии

Зоар, предисловия 3

"Берейшит" (то есть что означает слово Берейшит)?

Рабби Элиезер начал:  "Поднимите ваши глаза и вы увидите, кто создал все это"

«Поднимите глаза ваши наверх» - к которому месту?

К месту, что все глаза зависят к нему

и что это за место? Оно называется «Петах эйнаим» (можно перевести "открытые глаза")

и там вы узнаете.

Что тот, скрытый и древний

о котором можно задавать вопросы

(и этот сокрытый и древний) создал все это

И кто он?

"Ми", то есть "кто"

тот о котором сказано

"от края небес" - наверху

("ми" означает также "от")

что все находится в его руках

и то что можно спрашивать и это скрытом путем и ее открытым

он называется "кто" (или "от")

потому что выше него невозможно спрашивать вообще

(или точнее -нет вопросов)

и этот "край небес" называется "кто" (или "от")

Попробуем понять "характер" этого Бога Зоара

Первое - что это не бог Пятикнижия.

И это тоже не бог пророков

Бог Торы - он понятный бог, с понятными законами

делай закон и будет все хорошо

а нет - вас всех будет плохо

Бог пророков - тоже понятный бог

Будь моральным человеком - помогай вдовом и нищим и будет сабаба

а если нет -уничтожу все 10 колен

за то, что они не слышат, не видят, и не понимают Бога

Но в Зоаре это уже совсем другой Бог

Во первый, это Атик ("Древный днями") - это выше чем 4 буквы Имени

можно говорить что это "хвосте йуд", или "кетер" (корона)

Которая называется "Древни Днями")

И в этом "Древнем" есть где можно спрашивать

Но выше него нельзя даже спрашивать или невозможно спросить

Как его зовут? Его зовут "кто", то есть "некто" - очень похоже на "ничто" в Хасидизме

самое первое, что я бы сказал - что тут уже нет банального "согрешил-получил наказания"

тут этого нет вообще

есть место для вопросы – да (по видимому, это означает, что там есть хотя бы какая то «логика», понятная человеку)

но даже и это скрыто и не понятно

можно сказать что тем самым мы решили главную проблему христианства

Ибо нет никакой связи между тем, что происходит с человеком и его "грехами"

Или, по крайней мере, не так ясно и не так однозначно как это было в Танахе

Но главное в этом отрывке - "смотри наверх, на Небеса" и тогда "ты узнаешь кто это создал"

бы это связал со словами рабби Нахмана - ищи разум.

Пытайся найти смысл, и разум во всем, и видеть в этом Бога

меньше всего здесь есть "вера". Наоборот - здесь "спрашивай"

а не "верь"

более того - знай, что "окончательно" ты все равно не поймешь - максимум доберешься до "атик" - а выше уже нет

но даже "атик" это уже совсем не плохо

вот такая вера Зоара - скорее всего это уже 14 век нз

мы говорили, что вся каббала это против Рамбама

Рамбам это 13 принципов

а здесь - нет никаких "принципов"

есть - смотри, и попытайся понять

Более того - Бог который называется "Кто", бог вопросов - это совсем не означает, что есть ответы

Зоар говорит - спрашивай

Это бог который любит вопросы

он также любит тех, кто пытается ответить на эти вопросы

но он сам совсем не любит отвечать на вопросы

пример?

Катастрофа

Одни говорят - из за Сионистов

другие - из за Харейдим

как "на самом деле" - неизвестно, и не будет никогда известно

спрашивай, ищи ответы - но тебе не всегда скажут почему на самом деле

и так все - почему война? Ответ: ищи, и ответ не важен, важен поиск

чем то похоже на слова Баал Шем Това - "хватит предявлять претензии еврейского народу" - спрашивай самого Бога

собственно это же начала Исхода

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Старый Хасидус.ру умер, до здравствует новый Хасидус.ру

Силу творений его сообщил народу своему

Письмо Дмитрий Гирсон Сахаров