Зоар, предисловия 3 - Кто создала эти?
Я сейчас
обдумываю одну идею
Мы много говорили
о Боге Танаха - буйный, сумасшедший, постоянно грозящий уничтожить весь
еврейский народ - особенно в пустыни
Бог огня, бог
войны и т.д.
И в общем, этот
бог мне куда больше симпатичен, чем "псевдо-бог", о котором
рассказывали раввины
А вчера вечером я
открыл мое любимое место из придисловия Зоара, и начал думать, какой Бог там, в
этом предисловии
Зоар, предисловия
3
"Берейшит"
(то есть что означает слово Берейшит)?
Рабби Элиезер
начал: "Поднимите ваши глаза и вы увидите,
кто создал все это"
«Поднимите глаза
ваши наверх» - к которому месту?
К месту, что все
глаза зависят к нему
и что это за
место? Оно называется «Петах эйнаим» (можно перевести "открытые
глаза")
и там вы узнаете.
Что тот, скрытый
и древний
о котором можно
задавать вопросы
(и этот сокрытый
и древний) создал все это
И кто он?
"Ми",
то есть "кто"
тот о котором сказано
"от края
небес" - наверху
("ми"
означает также "от")
что все находится
в его руках
и то что можно
спрашивать и это скрытом путем и ее открытым
он называется
"кто" (или "от")
потому что выше
него невозможно спрашивать вообще
(или точнее -нет
вопросов)
и этот "край
небес" называется "кто" (или "от")
Попробуем понять
"характер" этого Бога Зоара
Первое - что это
не бог Пятикнижия.
И это тоже не бог
пророков
Бог Торы - он
понятный бог, с понятными законами
делай закон и
будет все хорошо
а нет - вас всех
будет плохо
Бог пророков -
тоже понятный бог
Будь моральным
человеком - помогай вдовом и нищим и будет сабаба
а если нет -уничтожу
все 10 колен
за то, что они не
слышат, не видят, и не понимают Бога
Но в Зоаре это
уже совсем другой Бог
Во первый, это
Атик ("Древный днями") - это выше чем 4 буквы Имени
можно говорить
что это "хвосте йуд", или "кетер" (корона)
Которая
называется "Древни Днями")
И в этом
"Древнем" есть где можно спрашивать
Но выше него
нельзя даже спрашивать или невозможно спросить
Как его зовут?
Его зовут "кто", то есть "некто" - очень похоже на
"ничто" в Хасидизме
самое первое, что
я бы сказал - что тут уже нет банального "согрешил-получил наказания"
тут этого нет
вообще
есть место для
вопросы – да (по видимому, это означает, что там есть хотя бы какая то «логика»,
понятная человеку)
но даже и это
скрыто и не понятно
можно сказать что
тем самым мы решили главную проблему христианства
Ибо нет никакой
связи между тем, что происходит с человеком и его "грехами"
Или, по крайней
мере, не так ясно и не так однозначно как это было в Танахе
Но главное в этом
отрывке - "смотри наверх, на Небеса" и тогда "ты узнаешь кто это
создал"
бы это связал со
словами рабби Нахмана - ищи разум.
Пытайся найти
смысл, и разум во всем, и видеть в этом Бога
меньше всего
здесь есть "вера". Наоборот - здесь "спрашивай"
а не
"верь"
более того -
знай, что "окончательно" ты все равно не поймешь - максимум
доберешься до "атик" - а выше уже нет
но даже
"атик" это уже совсем не плохо
вот такая вера
Зоара - скорее всего это уже 14 век нз
мы говорили, что
вся каббала это против Рамбама
Рамбам это 13
принципов
а здесь - нет
никаких "принципов"
есть - смотри, и
попытайся понять
Более того - Бог
который называется "Кто", бог вопросов - это совсем не означает, что
есть ответы
Зоар говорит -
спрашивай
Это бог который
любит вопросы
он также любит
тех, кто пытается ответить на эти вопросы
но он сам совсем
не любит отвечать на вопросы
пример?
Катастрофа
Одни говорят - из
за Сионистов
другие - из за
Харейдим
как "на
самом деле" - неизвестно, и не будет никогда известно
спрашивай, ищи
ответы - но тебе не всегда скажут почему на самом деле
и так все -
почему война? Ответ: ищи, и ответ не важен, важен поиск
чем то похоже на
слова Баал Шем Това - "хватит предявлять претензии еврейского народу"
- спрашивай самого Бога
собственно это же
начала Исхода
Комментарии
Отправить комментарий